Бараш и поиски смысла жизни
Одна из серий «Смешариков» натолкнула меня на размышления, как по-разному мы относимся к смыслу жизни, к его поискам, как переживаем его потерю.
Серия «Смысл жизни» начинается с того, что Бараш подвергает сомнению окно в его доме, спрашивает сам себя, есть ли в нем смысл только тогда, когда за окном красивые пейзажи или его смысл в чем-то еще, или смысла нет вовсе?
И чем дальше мы наблюдаем за Барашем, тем больше замечаем, как он задается вопросом о самых, казалось бы, базовых вещах «почему нельзя лежать на снегу; зачем быть здоровым».

Мне кажется, в этот момент он подошел к какой-то кризисной точке, к пересмотру своей жизни настолько, что даже, как ему казалось, привычные вещи стали вызывать вопросы.

И тут он встречает Кар Карыча, который мельком упоминает, что есть где-то Кузинатра, которая раздает смыслы.
Бараш на этих словах буквально подрывается и уже готов бежать, куда угодно лишь бы этот смысл найти.
Карыч соглашается сопровождать его, хотя и говорит, что он свой смысл нашел и ему идти за Кузинатрой незачем.

А Бараш недоумевает, как это так Карыч не воспользовался чем-то, что может этот смысл дать извне.

(лишь бы не искать его самому и не сталкиваться с экзистенциальным ужасом от абсолютной свободы в поисках этого смысла и неопределенности в том, насколько он «правильный»).
Бараш идет за Кузинатрой со словами «представляешь, какая насыщенная и наполненная смыслом жизнь начнется, когда тебе будет ВСЕ понятно»
Путь к Кузинатре оказывается долгим и сложным, и Бараш, уже заметно уставший и раздраженный, рассуждает о том, как же это сложно и неправильно, что смысл у всех разный и свой, вот бы он был единый для всех и «тогда не было бы конфликтов».
Но он впервые замечает и задумывается о том, что смысл для каждого может быть своим!

И мне кажется эти сложности в поисках и сам путь к Кузинатре является хорошей метафорой психотерапии и того, как вообще изменения происходят - часто сложно, нелиненийно, иногда с раздражением, усталостью и чувством неопределенности, иногда с радостью и ощущением опоры.
А Карыч в этом всем процессе как раз тот самый «товарищ в пути», кем часто называют психотерапевта в экзистенциальном подходе. Он не навязывает свой смысл, он сопровождает и двигается в темпе Бараша, находится рядом и в контаке с ним и его переживаниями.
А заканчивается, кстати, серия тем, что Бараш от усталости и изнеможения на пути к Единому Смыслу падает в обморок, а приходит в себя уже в своей комнате, где рядом с ним сидит Карыч и немного грустно сообщает ему, что они не дошли.
Но сам этот пройденный путь внезапно привел Бараша к собственным ответам, по крайней мере в маленьких вещах:

«Суп мне нужен, чтобы я его ел, а кровать, чтобы я в ней спал».

А дальше может быть и другие смыслы найдутся, ведь путь их поисков он уже начал.
Хочу сказать, что переживать потерю смысла действительно может быть невыносимо, страшно и больно. Но это то, что с нами может происходить в жизни и не раз, и в его поисках мы не раз можем находить и терять его, впадать в отчаяние и выходить из него. Но, думаю, в этом пути и процессе важно иметь опору и часто важно не быть одному.
Вспомнились наши разговоры с коллегами на последнем модуле по экзистенциалке о том, что в отчаянии от неопределенности может рождаться надежда. Ведь когда мы понимаем, что готового смысла у мира нет, мы окунаемся с одной стороны в океан пугающей свободы, а с другой - в океан возможностей создать этот смысл самому.

«Тот, у кого есть "зачем" жить, сможет вынести почти любое "как"».

(с) Фридрих Ницше.
Made on
Tilda