Но он впервые замечает и задумывается о том, что смысл для каждого может быть своим!
И мне кажется эти сложности в поисках и сам путь к Кузинатре является хорошей метафорой психотерапии и того, как вообще изменения происходят - часто сложно, нелиненийно, иногда с раздражением, усталостью и чувством неопределенности, иногда с радостью и ощущением опоры.
А Карыч в этом всем процессе как раз тот самый «товарищ в пути», кем часто называют психотерапевта в экзистенциальном подходе. Он не навязывает свой смысл, он сопровождает и двигается в темпе Бараша, находится рядом и в контаке с ним и его переживаниями.
А заканчивается, кстати, серия тем, что Бараш от усталости и изнеможения на пути к Единому Смыслу падает в обморок, а приходит в себя уже в своей комнате, где рядом с ним сидит Карыч и немного грустно сообщает ему, что они не дошли.
Но сам этот пройденный путь внезапно привел Бараша к собственным ответам, по крайней мере в маленьких вещах:
«Суп мне нужен, чтобы я его ел, а кровать, чтобы я в ней спал».
А дальше может быть и другие смыслы найдутся, ведь путь их поисков он уже начал.
Хочу сказать, что переживать потерю смысла действительно может быть невыносимо, страшно и больно. Но это то, что с нами может происходить в жизни и не раз, и в его поисках мы не раз можем находить и терять его, впадать в отчаяние и выходить из него. Но, думаю, в этом пути и процессе важно иметь опору и часто важно не быть одному.
Вспомнились наши разговоры с коллегами на последнем модуле по экзистенциалке о том, что в отчаянии от неопределенности может рождаться надежда. Ведь когда мы понимаем, что готового смысла у мира нет, мы окунаемся с одной стороны в океан пугающей свободы, а с другой - в океан возможностей создать этот смысл самому.
«Тот, у кого есть "зачем" жить, сможет вынести почти любое "как"».
(с) Фридрих Ницше.